Новости компании
15.04.2025 15:50:08
Потенциал внутреннего туризма в Калининградской области и роль железной дороги в развитии пригородных туристических направлений – эта тема была одной из актуальных на конференции «PRO//Движение.Туризм», проходившей в Светлогорске 8 апреля
«Прирост турпотока в Калининградской области ежегодно составляет не менее 7–9%. В прошлом году регион посетили свыше 2,3 млн туристов, и железная дорога оперативно реагирует на растущий среди пассажиров спрос на перевозки», – подчеркнул в ходе конференции заместитель председателя Правительства Калининградской области министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов.По словам начальника Калининградской железной дороги Сергея Сапегина, наметившийся тренд интереса туристов к малым городам региона открывает широкие возможности для организации экскурсионных поездок с использованием железной дороги.
Актуальности добавляет тот факт, что сеть пригородных железнодорожных маршрутов в регионе имеет хорошую разветвленность: из 22-х муниципалитетов Калининградской области 20 располагаются вблизи станций. Таким образом, пригородные «ветки» связывают областной центр с культурными и природными достопримечательностями региона, рекреационными и лечебно-оздоровительными местами отдыха, что делает их незаменимым элементом туристической инфраструктуры. Движение навстречу идет от муниципалитетов: местные администрации проявляют заинтересованность в реализации проектов, связанных с историей и традициями малой родины. Как было отмечено в ходе конференции, совместно с Правительством Калининградской области сегодня рассматривается перспектива запуска туристических поездов практически по всем внутриобластным направлениям. Так, с 2022 года в транспортный заказ включены маршруты Калининград – Железнодорожный, с 2024 года – Калининград – Краснолесье. Продолжается работа с Правдинским, Багратионовским муниципальными округами и Ладушкинским городским округом. Как отметил начальник КЖД Сергей Сапегин, в настоящее время руководством дороги совместно с Правительством области прорабатывается вопрос назначения туристических рейсов с использованием паровой тяги в направлении Багратионовска, Советска, Железнодорожного.
- В целях популяризации пригородного поезда Калининград – Краснолесье был реализован проект тематического оформления вагонов рельсового автобуса серии РА-2 с размещением фотографий и постеров достопримечательностей, расположенных в городах по маршруту следования. Тематическое оформление подвижного состава возможно реализовать и на других направлениях. Еще одно решение, которое может значительно улучшить опыт путешествия – запуск аудиогидов в поездах. Бесплатным аудиогидом уже оборудован поезд Калининград – Железнодорожный, - рассказал генеральный директор АО «Калининградская пригородная пассажирская компания» Айнур Ахмедов.
Как сделать экскурсию на поезде интересной, привлечь внимание туристов к малым городам и весям – сегодня совместно с туроператорами железнодорожники продолжают изыскивать новые возможности. В рамках конференции «PRO//Движение.Туризм» для туроператоров была организована презентационная поездка в Багратионовск.
Багратионовск: тур начинается с поезда
В рельсовом автобусе тепло и уютно. Играет саксофонист, на столиках – угощение, официанты предлагают кофе. Обстановка сразу располагает к отдыху. Туроператоры из разных городов Калининградской области, которые теперь в роли туристов, быстро знакомятся между собой, и через пять минут после посадки слышится из соседнего вагона их смех и веселые голоса. Поезд трогается, через несколько минут мы на пути в Багратионовск.
За окном мелькают поля и дачи – земля в ожидании весеннего цвета. На стенах вагонов фотопортреты тех, кому мы обязаны нашим безоблачным миром: герои Великой Отечественной Войны. Здесь же краткая биография доблестных соотечественников, их фамилиями названы многие города в Калининградской области.
Дорога занимает не больше часа, но скучать не приходится: в рельсобусе для пассажиров провели «Что? Где? Когда?». Тема краеведения и знания истории российских железных дорог увлекает веселых гидов, и к концу игры почти все они, настоящие знатоки, становятся обладателями подарочных «магнитиков».
Поезд прибывает в Багратионовск. Строгое и лаконичное здание вокзала – постройка начала прошлого века выглядит достойно, ведь за состоянием ее тщательно следят. В холле размещены стенды с информацией об истории Багратионовска и планах по его развитию. Мы садимся в автобусы и вот – наш первый объект. Памятник четырем прусским генералам в честь битвы при Прейсиш-Эйлау в период первой мировой войны. Этот обелиск в неоготическом стиле высотой в 10,66 метра и рядом пушки тех времен – память о важном сражении, когда русские и прусские войска стояли бок о бок против наполеоновской армии. Генералам – памятник, солдатам – деревья. Роща получилась не маленькая, но число погибших воинов намного больше – 50 тысяч с каждой стороны. Благодаря этой баталии миф о непобедимости Наполеона был развеян.
Дух самонадеянного французского императора, кажется, здесь витает до сих пор: мы проезжаем дом, где он останавливался, кирху, где по преданиям встречался с пани Валевски. Но вот памятник - бюст русского полководца Багратиона, и венчает средневековую улицу церковь, построенная нашими современниками в конце прошлого века. Православный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – наша свеча в небо – первое и одно из красивейших в регионе соборных зданий, выполненное в традициях русского духовного зодчества по проекту калининградского архитектора Олега Копылова. Прекрасный парк с ландшафтным дизайном, фонтаном и лепниной находится на территории храма. Все с удовольствием фотографируются здесь и, как часто бывает с туристами, дружно отправляются в церковь, чтобы поставить свечки.
Рядом с храмом бывшее прибежище тевтонских монахов – рыцарский замок Прейсиш-Эйлау. Вернее то, что от него осталось – хозяйственная постройка форбурга. Это здание и остальная территория замка восстанавливаются стараниями частного инвестора. В 2026 году в Прейсиш-Эйлау планируется открыть большой туристическо-рекреационный комплекс в духе средневековой сказки, включая гостиницу, ресторанные и музейные пространства, ландшафтный парк, бани, прогулочные зоны. Здесь же разместят деревеньку хоббитов, что наверняка понравится детям. Стройка идет достаточно динамично, и на этот проект в Багратионовске возлагают большие надежды. Для маленького города сегодня вопрос насущный: оставаться ли унылой заставой на границе с Польшей или занять свою нишу на туристической карте региона.
А мы возвращаемся в рельсобус. Он кажется почти домашним после прогулок под пронизывающим ветром. Полные впечатлений, едем домой. Под стук колес думается легко, есть все же прелесть в путешествии на поезде.